Глава VIII. Великий поход. Рассказ Алмамбета.
Алмамбет ответил на это:
- Манас-хан, вот он - долгожданный Бейджин!
Ты уже давно на меня обижаешься,
Так сруби мне голову, ведь я тут!
Ты вывернул мои мысли наизнанку,
Ты заставил меня в этом месте
Сказать тебе всю неприкрытую правду.
Алмамбет стал объяснять Манасу причину своего молчания и продолжал свой рассказ так:
- В Бейджине был именитый китайский хан Азиз-хан. Он до шестидесяти лет имел шестьдесят жен, но, несмотря на это, не имел ни одного ребенка. Подраставшие сыновья других ханов важничали перед ним, сын Алооке-Конурбай силой отнял у него пастбище Ханд-жайлак. Сын Эсенкана Берукёз начал управлять Великим Бейджином.
Однажды Азизкан отправился к Кара-хану, самому старшему хану Бейджина, и сказал ему:
- Помоги мне выбрать девушку, которая родила бы мне сына.
Каракан приказал сорока ханам собрать из их владений женщин не старше тридцати трех и не моложе семнадцати лет. Их привели гуськом, одну задругой, и дали на испытание сорока аярам. От давки множества народа погибло много девушек. У многих стражников, которые следили за девушками и молодками, отрубили за это головы. Но ни одна из женщин и девушек не приглянулась аярам (54).
Когда все стояли в нерешительности, то поставили перед испытателями двенадцать девушек, дочерей хана Соорондика, и тогда один из яров остановил младшую, семнадцатилетнюю Алтынай, и сказал, что эта девушка должна родить необычайного батыра. Но Кара-хан, не поверив ему, потребовал доказательства. Тогда аяры приказали Алтынай помочиться на земле, и ее моча прокапала в земле ямку в две четверти и четыре вершка. В это время девушка уже носила во чреве трехмесячного младенца (55).
Через шесть месяцев после свадьбы Алтынай родила сына и, скрыв это от всех, отослала его к хану, своему отцу. Ребенок выпал из чрева уже обрезанным, а когда его подняли, то из обоих его кулачков полилась черная кровь. По всему Бейджину в это время семьдесят дней происходило землетрясение.
Когда со дня свадьбы прошло девять месяцев, Алтынай взяла к себе сына и понесла его к Азиз-хану, говоря, что родила ему наследника.
Никто не мог дать ребенку имени, пока прохожий дувана не нарек его Алмамбетом. Вот этим ребенком и был я, Манас!
В младенчестве я рос, балуемый всеми и когда мне исполнилось шесть лет, Азиз-хан послал меня, вместе с другими мальчиками на озеро Аверген - обучаться тайной мудрости у одноглазого и шестидесятиголового аджидара. Все мои спутники, кроме десяти, погибли при встрече со страшным чудовищем. Я же шесть лет обучался у него колдовскому искусству и научился заговаривать погоду с помощью камня джай. Среди его учеников только Коджоджаш, сын Караджая (56), учился на три месяца больше меня и превзошел меня в тайной науке. Этот Коджоджаш - самый скорый скороход и самый меткий стрелок. Теперь я слышал, что он болен вот уже десять месяцев. Если он умер, то сейчас никто уже в Бейджине мне не страшен.